Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Инзенский районный
Центр детского творчества
«Школа Лидера» Инза 2010г. ВВЕДЕНИЕ. В
плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении
выживания, защиты и развития детей в девяностые годы 20 века декларируется
положение об необходимости создания детям, подросткам условий для определения
себя как личности и реализации своих возможностей для подготовки к жизни в
свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя, за
других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств. Для того,
чтобы в будущем подростки смогли эффективно использовать свои возможности
необходимо помочь им сегодня достичь того уровня, той социальной зрелости,
который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять
активную жизненную позицию.
Формирование лидерской позиции – это: Формирование активного отношения к
жизни; Развитие способности рефлектировать; Развитие способности оказывать на
людей влияние, превращать их в единомышленников, направляя их усилия на
достижения общих социально – значимых целей. Лидерская позиция
характеризуется: ответственным отношением к себе,
другим членам группы, людям, природе,
обществу, миру в целом; готовностью взять на себя
ответственность при решении проблемных ситуаций. На формирование лидерских позиций
у подростков и направлена данная программа. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ « ШКОЛА
ЛИДЕРА» Актуализация
лидерских способностей ребенка с целью активного построения своей
собственной жизни в современном обществе. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА ЛИДЕРА» Способствование социализации личности
ребенка; Выявление и развитие лидерских
качеств и творческих способностей; Развитие коммуникативных умений; Выработка умения работать в
коллективе; Приобретение умений и навыков в
постановке и достижения целей, проведение собраний, публичных выступлений,
использование техники «мозгового штурма». ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Тренинговые занятия; Деловые, имитационные, сюжетно –
ролевые игры; Лекции; Практические занятия; Беседы; Коллективно – творческая
деятельность. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа «Школа лидера осуществляется в 2 этапа. 1- й этап включает в себя тренинги
общений, игры, направленные на адаптацию участников в группе, индивидуальные
упражнения в малых и больших группах,
психологические тесты, направленные на изучение своей личности. 2 – й этап выключает в себя лекционные
курсы и практические занятия по теории лидерства и организаторской технике. По
теории лидерства проводится Мозговой штурм. «Ожидание» и «Соглашение» -
упражнения по самооценке, общению, способы и модели общения; схема разрешения
конфликтов; игровые методы разрешения конфликтов;способы защиты от манипулирования; этапы принятия решений;
упражнения на постановку целей и задач; планирование; управление личным
временем и делами; лидерские качества и поведение; стили лидерства; навыки
публичных выступлений; ролевые упражнения по технике речи; развитию языка;
мимики и жестов; навыки проведения собраний; цели и типы собраний; роли
участников собраний; повестка и подготовка к собранию.
По каждой из перечисленных тем предусмотрены различные упражнения, игры
и психологические тесты по выявления лидерских качеств. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ Лидер – класс, для лидеров детских
организаций ( 1 раз в месяц ); Мастер – класс для лидеров района ( 1
раз в месяц ); Смена актива детских организаций в
оздоровительном лагере «Юлово»; Проведение участниками программы
различных игр, коллективно – творческих дел и прочих мероприятий по заявкам
детских организаций. СТУПЕНИ РОСТА 1 – ая ступень - « Ученик»2 – ая ступень - « Лидер»3 – я ступень – « Мастер – лидер» Лидер - полномочный представитель объединения,
выбранный в результате самовыдвижения и выражения доверия членов детской
организации.Лидер - человек, идущий рядом со всеми и чуть – чуть
впереди.Лидер - инициатор дел в детской организации, способный
увлечь и повести за собой.
Программой предусмотрено создание для каждого участника: Ситуации успеха; Ситуации развития; Особой среды общения; Обширного поля деятельности; Ситуаций выбора – формирование
ответственности за принимаемые решения. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 1. Методика самооценка лидерских качеств
и построения лидерского профиля. ( Тест «Я – лидер» и тесты, направленные на
познание своей личности)2. методика выявления коммуникативных и
организаторских способностей.3. способы диагностики организованности
коллектива. ( «Квадрат», «Общежитие», «Алфавит», «Фигуры») ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА В
ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 1. Обеспечение многообразия
деятельности, в которую включается ребенок в любой деятельности выдвигается
свой лидер, и такая организация деятельности в детской организации позволяет
практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.2. Создание самоуправления, которое
может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим
развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.3. Создание условий для обучения в
различных формах, как основного вида деятельности.4. Формирование коллектива, так как
развитий коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью
видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.5. Личность педагога – организатора. Он своим
поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ После
участия в программе лидерского обучения, участник будет способен: Дать определение лидерства и вести
себя как лидер; Осознать возможность чувств
собственного достоинства и самомотивации; Ставить цели и достигать их; Публично выступать, приобретая
уверенность; Проводить успешные сборы, собрания,
совещания; Использовать навыки управления
временем и делами планирования. Контроль за ожидаемыми результатами
программы мероприятий может осуществляться в виде анкетирования, тестирования,
анализа продуктов деятельности подростков ( и вожатых) до и после программы,
поэтапно, до и после работы методом наблюдения и анализа вербальных форм
общения и выражения мнения участников программы. Полезную
информацию об эффективности программы можно получить при изучении и анализе
изменений социальной мотивации о ходе
программы, уровню эмоций по отношению социально – полезной деятельности,
акивности и са
мостоятельности подростка. |